Как сообщила газета «Известия», сославшись на информацию, полученную от представителей пресс-службы ФИПИ (Федерального института педагогических измерений), разработчики ведомства рассчитывают на то, что к 2030 году развитие искусственного интеллекта достигнет уровня, который позволит оценивать развёрнутые экзаменационные ответы участников ЕГЭ без участия экспертов, которых на сегодняшний день задействовано 40 тысяч человек. Компьютеры пока проверяют только тестовую часть.
В ФИПИ уже начата работа в данном направлении, что подтвердил и Рособрнадзор.
Эксперты говорят о том, что данную систему создать можно. С одной стороны, она исключит субъективный фактор при проверке развёрнутых работ, однако, с другой стороны, система может оказаться очень дорогостоящей и стать препятствием в части развития творческого потенциала детей.
Оксана Решетникова, кандидат педагогических наук и глава ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений», в своей статье, опубликованной в августовском номере журнала «Педагогические измерения», рассказала, что к 2030 году есть большая вероятность, что сдавать экзамены по всем предметам можно будет с помощью «планшетов или иных гаджетов». По её словам, разработчики ФИПИ видят два этапа развития данной ситуации:
«1) первый этап – отказ от проверки работ только своего региона и переход полностью на перекрёстную проверку. Этого можно достичь, если произвести аккумулирование в дистанционном облачном ресурсе изображений всех работ участников ЕГЭ и осуществлять онлайн-проверку единой предметной комиссией, в состав которой войдут наиболее подготовленные, опытные и сертифицированные эксперты из всех регионов страны;
2) второй этап, который может выйти на штатный режим к 2030 году, – это автоматическая интеллектуальная проверка всех развёрнутых ответов без участия экспертов. Уже сейчас у некоторых компаний-операторов международных языковых экзаменов подобные разработки есть и активно используются. Конечно, в масштабах Российской Федерации и с учётом одновременного участия в экзамене более 700 тысяч выпускников этот этап необходимо тщательно выстроить и неоднократно апробировать, исследовав все полученные результаты».