Ваш город:

ЕГЭ – цена вопроса

5 авг. 2021 г.
2
1219

Старшее поколение с недоумением сравнивает свои школьные годы с учебой своих детей и внуков. Вроде бы всеобщее среднее образование, по-прежнему, остается бесплатным, а на деле выходит, что приходится платить репетиторам, чтобы они «подтянули чадо до нужного уровня», позволяющего преодолеть проходной балл желаемого ВУЗа и факультета. Вопрос: что не так стало с детьми, со школой, с учителями, с ЕГЭ или с системой общедоступного и бесплатного образования?

ЕГЭ – цена вопроса

«Где зарыта собака?»

Нельзя сказать, что в былые времена репетиторов не было вообще. Они были, но к их услугам прибегали не столь массово, как сейчас, потому что среднестатистический школьник самостоятельно осиливал школьную программу и успешно сдавал экзамены в школе. Репетиторство пользовалось спросом преимущественно в «элитных кругах», и больше – как социальный статус, подчеркивающий заботу родителей о подрастающем поколении.

Капиталистический рынок диктует свои правила: сегодня важно не какой ты человек и мастер своего дела, а документ, открывающий двери комфортабельных офисов в столичных небоскребах, где в белоснежных рубашках и галстуках рассказывают о себе в превосходной форме и учат, как заработать первый миллион. Поэтому многие современные дети мечтают стать частью «сливок общества», которые не в состоянии цитировать Пушкина, не помнят, в каком году и с кем воевал Наполеон, в чем отличие между второй мировой и Великой Отечественной войной и т.д.

Помноженный на развитие науки и технологий, а также на неизменное во все времена «пусть дети живут лучше нас», диплом стал олицетворением благополучия, успешной карьеры, принадлежности к определенной социальной группе и, самое главное, отмежевания от «неудачников», неспособных обеспечить нормальное будущее ни себе, ни своим детям.

Спрос на «волшебную таблетку», как быстрое решение любых проблем – человеческая слабость, и потому репетиторы без работы не останутся.

«Картина маслом…», или сколько стоит подготовка к ЕГЭ?

Эксперты Maximum Education подсчитали, что сегодня около 40% родителей тратят 7 000 рублей в месяц на услуги репетиторов. Сопоставим некоторые цифры:

  • Минимальная зарплата в России (2021 г.) – 12 792 руб.;
  • Средняя зарплата по стране (в апреле 2021 г., по данным Росстата) – 56 614 рублей – от 30,102 тысяч в Ивановской области до 117,769 тысяч в Москве и 141,908 – в Чукотском Автономном Округе;
  • За этот же период зарплата для работников низкой квалификации составила 19 900 рублей, для высококвалифицированных кадров – 48 300, в ведущих отраслях промышленности – 48 300 рублей.

Как видим, позволить себе нанять репетитора или оплатить курсы для ребенка может далеко не каждая семья. Да и репетиторы, в основном, сосредоточены там, где для их деятельности существуют широкие возможности – в столицах и областных центрах, в местах сосредоточения федеральных и региональных ВУЗов, куда школьник из глубинки добраться не сможет.

ЕГЭ изначально был внедрен, как способ, уравнивающий шансы выпускников при поступлении. Но не сбылось: школьники из отдаленных деревушек (где и школа – одна на всю округу, а сельский учитель зачастую, и директор, и технический персонал, и математик, и историк) получили, пока, только доступ к интернету, позволяющий родителям сэкономить на репетиторах, а ученикам рассчитывать исключительно на собственные силы и самоорганизацию.

То есть, доступность высшего образования через систему ЕГЭ – иллюзия, которая привела к массовому стремлению набрать «проходной балл», а не знания.

Кстати, известно немало случаев, когда учитель математики не в состоянии без шпаргалки решить экзаменационную задачу. Это наводит на другие грустные размышления: не умеешь – работаешь в школе за зарплату, а если умеешь организовать учебный процесс и виртуозно «натаскать» в сжатые сроки любого ученика, то 2-3 семьи, с детьми школьного возраста и доходами выше среднестатистических, вполне обеспечат учителю-репетитору такой уровень жизни, что чиновникам от образования «наверху» впору позавидовать.

Хотя, есть и другой вариант: школьные учителя, в свободное от работы время, подрабатывают в качестве репетиторов и демонстрируют при этом «высший пилотаж» в профессии. Здесь, наверно, стоит заметить, что учителя – тоже люди, которые хотят нормально зарабатывать и жить. Тем более, что возврат престижа профессии – дело небыстрое, а пока существует спрос на дополнительное образование знания и опыт легко конвертируются в рубли,.

С тех пор, как обязательное общее образование стало сферой услуг, несмотря на огромные средства, выделяемые государством на стратегию развития, ему (государству) и предъявить нечего учителям и репетиторам, кроме ухода от уплаты налогов (впрочем, механизм получения доходов от репетиторства тоже уже разработан и внедряется!).

Когда репетитор не по карману…

Научить за несколько месяцев всему, что «пролетало мимо ушей» в школе в течение 10 лет, сложно, даже для гения. Скорее, надежда на всемогущего репетитора – это ускоренный курс взросления, развития самостоятельности, ответственности за собственное будущее, дисциплины и других качеств, помогающих в учебе и в жизни

С другой стороны, мир никогда бы не узнал о Ломоносове, и не получил бы множество великих открытий, если бы не жажда к знаниям, присущая известным гениям. В те времена, кстати, тоже существовали репетиторы (их называли гувернерами), как и социальное расслоение в обществе.

Совершенно не обязательно, если трудно дается математика, становиться «дипломированным технарем». Существует целый ряд востребованных, «ремесленных» профессий, которые вполне могут обеспечить и достаток, и уважение в обществе, и удовольствие от сделанной работы, и даже возвысить ее до творчества. Любой портной может стать известным кутюрье, каменщик – зодчим и т.д.

Скорее всего, пора менять отношение к рабочим профессиям в обществе, а это – воспитательная задача школы, как и формирование интереса к знаниям, а не к оценкам. Десятки лет, каждому поколению первоклашек в семьях внушают, что нужно учиться «на отлично». Но для чего нужны отличные знания, и как ими можно воспользоваться в будущем, большинство детей не понимают – такая задача перед ними не ставится. Вот и выходит, что в выпускных классах приходится платить репетиторам за собственные промахи, ошибочные целеполагания, а порой и отсутствие времени или желания объяснить ребенку, для чего и для кого он учится.

Эксперты считают, что причина низкого качества знаний, в том числе – высокая загруженность современной школьной программы. Базовые знания цифрового поколения с каждым годом расширяются, и уже не помещаются в рамки среднего образования, где по каждому предмету нужно дать детям необходимый минимум. Но с другой стороны и дети меняются: сегодня они многозадачны, осваивают гаджеты с пеленок (намного раньше, чем азбуку и счет), легко воспринимают иностранные слова и термины, вызывая удивление у старшего поколения.

Тем не менее, школьные программы невозможно увеличивать до бесконечности. Единственный выход – дополнительный образовательный сервис с параллельной, ранней профориентацией ребят, направленной на выявление интереса и способностей к той или иной сфере, чтобы уже в старших классах давать расширенные знания по интересам. В дополнительных уроках сейчас нуждаются не только отстающие ученики, но и целеустремленные дети, знающие, чего хотят, еще за школьной партой.

Систему ЕГЭ сейчас не ругают только ленивые, но она – всего лишь формальность. Нужно расширять горизонты и менять не экзамен, а подход к обучению.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Анзор Музаев выступает на Всероссийском совещании с региональными министрами образования
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзор Музаев принял участие во Всероссийском совещании с региональными министра..
Глава Рособрнадзора рассказал о приоритетных задачах на 2025 год
17 дек. 2024 г.
0
336
Вдохновение джазом: новый формат в образовании. Первый Educational JAM собрал экспертов на творческой импровизации
У джазовых музыкантов есть такое понятие «джем» — формат, который объединяет исполнителей для свободного творческого самовыражения. Но теперь это не т..
Вдохновение джазом: новый формат в образовании. Первый Educational JAM собрал экспертов на творческой импровизации
16 дек. 2024 г.
0
853
Школьники сдают экзамен
Первый зампред Комитета Госдумы РФ по охране здоровья Леонид Огуль предложил ввести в школах предмет «Моё здоровье», а Минцифры и Минпросвещения Росси..
О предмете «Моё здоровье», учебнике по информатике и демонстрационном экзамене для школьников РФ
16 дек. 2024 г.
1
992
Комментарии
Анастасия
Гость
6 авг. 2021 г., 10:51

Я учитель биологии, стаж 45 лет. Курс ботаники занимал 102 часа, сейчас 34!!! То же самое с курсом зоологии. Но это даже не "галопом по Европам"!!! Вообще непонятно почему сокращается время на изучение естественных наук, ведь они формируют естественно-научное мировоззрение! Душа моя учительская болит! ЕГЭ усложняют, программу усложняют, а часы сокращают. Мне думается, что это в корне неправильно! Программа 5 класса при 1 часе в неделю перегружена и не соответствует возрастным особенностям учащихся. Я уж не говорю о преемственности - "Окружающий мир" - это вообще кошмар для детей, родителей и учителей. Это все необходимо приводить в норму!

Лилия
Гость
8 авг. 2021 г., 8:13

Все беды от упрощённого представления об образовательном процессе. Представляется, что если учитель рассказал, а ученик услышал, то передача знаний произошла. На самом деле процесс усвоения знаний более сложен, более тонкий и длительный, чем кажется. Отсюда сложилась порочная система. Когда организация образования будет соответствовать тонким процессам усвоения знаний, тогда достигнем хорошего результата.. Нельзя переполнять программу обучения предметами. Восприятие учебного материала проходит узкий вход через рецепторы, пока попадёт в мозг. Когда у этой калитки скапливается куча знаний, из этой толпы в мозг не попадает ничего. А от ученика требуют, чтобы усвоил во что бы то ни стало. И у него возникает перенапряжение с последствиями для здоровья. Нельзя механически проверять знания, как предписывает егэ. Никакой объективности в этом нет. Потому что нет знания без мышления, а мышление не формируется в отсуствие объяснений учеником что, как и почему. Объяснений в речи. А этому нужно научить. Для этого ученики должны разговаривать на уроке. Речь формирует мышление. Пока что они молча выполняют задания на бумаге. А это делается механически, начетнически. Какое уж тут мышление. И получаем: "Надо умножить, нет поделить, нет все-таки умножить" и получаем абсурдные ответы. О тонкостях обучения читайте Кузнецова Л.М. "Философские и психологические основы дидактики".

Оставить свой комментарий

Ваш город: