Ваш город:

Современная система образования глазами министра просвещения

2 апр. 2019 г.
6
7428

В своих недавних интервью Министр просвещения подчеркивала не только важность науки и воспитания социальной ответственности молодежи, но и творческого развития личности. А также делилась своим видением современной российской системы образования.

Современная система образования глазами министра просвещения

Министр просвещения Ольга Васильева уверена, что российская система образования может и должна войти в ТОП-10 лучших в мире. Для нашего государства это очень важно, поскольку, если вспомнить историю, очень много технологий было разработано российскими, советскими учеными, о чем мы сегодня, к сожалению, забываем. В современной системе образования стали преобладать менеджеры-управленцы, которые, конечно же, выполняют свои функции. Но они не имеют никакого отношения к фундаментальной науке

Именно об этом госпожа Васильева говорила на Российском инвестиционном форуме, который не так давно проходил в Сочи. На сессии «Государство и бизнес для современной школы» она рассказала, какое направление считает наиболее перспективным для системы образования и какие шаги будут предприняты в самом ближайшем будущем.

Будущее системы образования – в науке

В ходе панельной дискуссии "Государство и бизнес для современной школы", которая проходила в рамках Российского инвестиционного форума, Министр просвещения выступила с эмоциональной, но аргументированной речью. Она заявила, что сегодня наука лежит в основе всех сфер жизнедеятельности человека и сделать без нее что-либо стоящее, в том числе в сфере образования, невозможно.

В частности, без науки невозможно построить и оснастить школу, нельзя подготовить педагогов и обучить детей. Школьные дисциплины и их преподавание – тоже наука, которая требует серьезного подхода. Ольга Васильева напомнила, что во времена СССР (начиная с 1934 года) все учебники составлялись под руководством академиков. И такой порядок, по ее мнению, нужно вернуть в современную систему образования.

Президент Академии наук Александр Михайлович Сергеев выступил в поддержку инициативы госпожи Васильевой. Их общая мечта – основать опорные школы РАН в регионах, и, судя по всему, она начнет воплощаться в жизнь уже в этом году. Министр просвещения и Александр Сергеев совместно с руководителем группы компаний «Просвещение» Владимиром Узуном сообщили, что в 32 регионах страны планируют открыть 110 школ РАН. Отметим, что на реализацию данного проекта потребуется больше миллиарда рублей. Половину этой суммы предоставит издательство «Просвещение», а другая половина будет взята из федерального бюджета.

По словам Ольги Юрьевны, чтобы развивать науку на должном уровне государству необходимо «взращивать» около 10 тысяч ученых каждый год. Однако для воспитания молодых исследователей нужно пересмотреть подход к методике преподавания и индивидуальному обучению.

Министр просвещения заострила внимание на том, что сейчас в российских ВУЗах значительно сократились часы лекций и количество лабораторных работ. Вместо этого студентов чрезмерно нагружают практическими занятиями. Она уверена, что такая система готовит преимущественно управленцев, а не свободомыслящих творческих личностей, которые стремятся познавать и исследовать. Об этом ярко свидетельствует, к примеру, то, что научные студенческие общества сегодня почти исчезли, хотя не так давно были широко распространены.

Глава Минпросвещения также акцентировала внимание публики на выступлении академика Александра Сергеева, которое было посвящено научным открытиям в России ХХ века и последних 15 лет, и отметила, как изменилась ситуация. Современную молодежь не прельщает возможность стать ученым, космонавтом или пожарником. Большая часть вчерашних школьников хочет быть чиновником, менеджером или управленцем. Такое положение вещей удручает, поскольку государство испытывает острую необходимость в развитии науки.

Основные задачи современной системы образования

Ольга Юрьевна считает, что воспитание счастливого поколения – это одна из основных задач современной системы образования. Она уверена, что именно стремление к познанию приносит человеку ни с чем не сравнимую радость, а потому нужно воспитывать не управленцев и потребителей – а личностей и творцов. Кроме того, крайне важно прививать подрастающему поколению социальную ответственность, чтобы дети, повзрослев, оставались в родной стране и разумно руководили ею, развивая ее и способствуя благосостоянию населения. Справиться со всеми задачами в существующих условиях смогут только творцы.

Российская система образования сможет вернуться в десятку лучших. Но для этого ей нужно отвечать всем требованиям современности, а это невозможно без обновления всех составляющих системы. На Гайдаровском форуме глава Минпросвещения заявила, что для качественной подготовки специалистов научным и образовательным организациям следует объединиться с бизнесом. Системе образования необходим быстрый технологический прорыв. А без профессионалов в своем деле он невозможен, и бизнесмены способны помочь их обучению и технологическому прогрессу в целом. Кстати, по подсчетам специалистов вложения бизнеса в систему образования могут окупиться менее чем через 10 лет.

Подводя итоги выступления Ольги Васильевой можно понять, что Министр просвещения стремится сделать систему образования научной структурой, способной подготовить новых ученых-творцов и социально ответственных граждан. Она считает, что прежде всего необходимо устранить условия, в результате которых возник избыток управленцев, и предоставить молодому поколению возможность развиваться. И важным шагом в этом направлении станет открытие школ РАН.

Начинать науку нужно в школе

Несложно догадаться, что воспитать новое поколение ученых и исследователей невозможно, если не привить молодым людям тягу к знаниям еще в школе. В Минпросвещении ожидают, что благодаря Нацпроекту «Образование», который рассчитан на пять лет (с 2019 по 2024 год), получится не только привить детям любовь к науке, но и поднять престиж, уровень и качество среднего образования до международных стандартов.

Предлагаемые в Нацпроекте реформы затронут практически все этапы образовательного процесса. Но выделить можно три существенных изменений, которые затронут школы за время реализации Нацпроекта.

  • Цифровая школа – цифровизация школы выйдет на качественно новый уровень: в электронный формат будут переведены не только методические и обучающие материалы, но и отчетность, бухгалтерия и т.д.
  • Каждый ученик, как отдельная личность – построение индивидуальной траектории обучения для каждого ученика и развитие у него метапредметных навыков (например, креативность и критическое мышление).
  • Родители, как полноправные участники образовательного процесса – родители смогут влиять на выбор предметов, которые будут изучать их дети в дополнение к основным дисциплинам.

Кроме того, выступая на третьей Международной конференции по управлению качеством образования, Ольга Васильева выказала обеспокоенность сокращением педагогов-предметников. Согласно имеющейся в ее распоряжении статистическим данным, если не изменить существующую ситуацию, уже в 2029 школы России будут испытывать катастрофический дефицит учителей-предметников – а именно системе общего образования не будет хватать 188,7 тысяч человек.

Чтобы не допустить этого Минпросвещения уже сегодня ведет комплексную работу. В частности, последовательно увеличивается прием и качество приема абитуриентов на педагогические направления подготовки, а также планируется к запуску отдельная программа по увеличению количества учителей на селе с поддержкой сельских педагогов.

А тем временем в Англии...

Пока мы пытаемся реформировать нашу систему образования, самые престижные школы Великобритании перешли на советскую систему обучения. По словам главы министерства образования Соединенного королевства, процесс перевода английский школ на систему образования СССР, который был начат еще в 80-х годах, наконец-то завершен. Современные школы Англии будут обучать детей по учебникам Колмогорова, Розенталя и Ландау.

Кстати, школы Итона, в которые стремятся устроить своих детей самые влиятельные люди, преподают по советской системе еще с 1995 года.

Источники изображений: vistanews.tv, mon.alania.gov.ru, kremlinrus.ru

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Инновационная школа RYBAKOV MOSCOW откроется в сентябре 2025 года. Как она изменит подход к обучению?
Предназначение новой школы — создать лучшее будущее благодаря сообществам молодых неравнодушных, энергичных и умелых людей, раскрывших свои таланты в ..
Инновационная школа RYBAKOV MOSCOW откроется в сентябре 2025 года. Как она изменит подход к обучению?
21 нояб. 2024 г.
0
287
Совещание, посвященное приоритизации задач научно-технологической кооперации для достижения технологического лидерства РФ
Как сообщает Министерство науки и высшего образования РФ, сегодня глава ведомства Валерий Фальков и гендиректор корпорации «Ростех» Сергей Чемезов про..
О приоритизации задач научно-технологической кооперации для достижения технологического лидерства России
21 нояб. 2024 г.
0
252
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин на стратегической сессии «О качестве общего и профессионального образования»
В рамках прошедшей сегодня стратегической сессии «О качестве общего и профессионального образования» под председательством премьер-министра РФ Михаила..
Премьер-министр РФ заявил о необходимости повышения качества образования
19 нояб. 2024 г.
0
1231
Комментарии
Любовь
Гость
2 апр. 2019 г., 13:45

Умница! Хоть один министр болеет за страну! Честь и хвала! Надеюсь, что чубайсы ей не помешают! Таких бы побольше !

Маргарита
Гость
2 апр. 2019 г., 14:47

"Современную молодежь не прельщает возможность стать ученым, космонавтом или пожарником. Большая часть вчерашних школьников хочет быть чиновником, менеджером или управленцем. ..." "Она считает, что прежде всего необходимо устранить условия, в результате которых возник избыток управленцев, и предоставить молодому поколению возможность развиваться..." А неужели не понимает уважаемая О. Васильева, почему школьники хотят стать управленцами, а не учеными? Пока доцент получает 20-30 тыс., а профессор 30-40, ничего не изменится. Но почему-то именно о тарификации зарплат( хотя бы учителей, чтобы за равный труд все получали одинаково) министр упорно молчит. Для сравнения: в советские времена старший преподаватель без степени получал 280 руб, доцент - 420, профессор - 500, а моя мама - бухгалтер - 80.

Владимир
Гость
3 апр. 2019 г., 0:20

Цифровая школа – цифровизация школы выйдет на качественно новый уровень: в электронный формат будут переведены не только методические и обучающие материалы, но и отчетность, бухгалтерия и т. д.
Каждый ученик, как отдельная личность – построение индивидуальной траектории обучения для каждого ученика и развитие у него метапредметных навыков (например, креативность и критическое мышление).
Родители, как полноправные участники образовательного процесса – родители смогут влиять на выбор предметов, которые будут изучать их дети в дополнение к основным дисциплинам.
И можно не мало найти подобной фигни, да фигни. Цифровизация, да как она за долбала! Вы что, сунув каждому обучающемуся планшет в зубы сделайте его умным? Он читать нормально не может! В интернете только первую поисковую страницу использует, вы о чём?!
Индивидуальный маршрут, личностно-ориентированный подход....в классе 25 человек, урок 45 минут, средняя нагрузка педагога 24 часа, вы как это себе представляете? Он что в школе жить должен? Вам нравится вы и живите.
И родители! Участники процесса! Они пришли, ребёнка задали и ушли. Ни одной книги не прочитали, ни чему не учились и они равноправные партнёры? Да вы хотя бы у ребёнка спросите как день прошёл и что задали.
Могу ещё много сказать, но резюмирую - утопия, больше похоже на антиутопию.

Александр Суханов
Гость
3 апр. 2019 г., 8:26

Ничего нового. Всё это провозглашалось десятки раз. А ситуация ухудшается.
Надо принять следующие законы: 1) Ввести прогрессивную шкалу налогов, хотя бы щадящую, и на эти средства финансировать работу школ, в том числе увеличить зарплату учителям и уменьшить количество учащихся в классах до 15 человек. 2) Отменить оптимизацию школ и увеличить их количество. 3) не подстраивать систему образования под ФГОС, а, наоборот, ФГОС адаптировать под объективные требования образования.( в том числе ликвидировать ЕГЭ общественно-гуманитарных дисциплин)

hfz
Гость
3 апр. 2019 г., 14:07

Сколько же можно изобретать "велосипед" господа?

Александр Панов
Гость
3 апр. 2019 г., 21:05

Системы не видно…

1. «…российская система образования может и должна войти в ТОП-10 лучших в мире».
Рособрнадзор опубликовал проект методологии определения средневзвешенного места Российской Федерации, которое рассчитывается на основе данных исследований PIRLS, TIMSS и PISA. Учитывают ли данные методики исследования те аспекты обученности детей, которые нужны РФ? Какое место займут другие страны по нашим КИМ ЕГЭ? Может получиться так, что войдя в топ 10, мы изменим тип и уровень обучености наших школьников в худшую сторону относительно того, что было, и относительно того, что действительно требуется России.
2. О педагогике. Педагогика страшно деформирована. Появилось огромное число необоснованных положений, утверждений, понятий. Чего стоит только одно определение понятия «образование» в ст.2 273-ФЗ или понятие «метапредметность» во ФГОС. Полная вульгаризация педагогической науки. Необходимо: 1) реставрировать РАО хотя бы в малом приближении АПН СССР (НИИ РАО в ведении РАО, структура институтов (разукрупнение), постоянно действующие лаборатории по учебным предметам, связь РАО с региональными Педагогическими университетами, ИПК, всероссийская сеть учителей-экспериментаторов); 2) ввести механизмы подтверждения научных степеней (огромное количество докторов и кандидатов педагогических наук); 3) заказы на разработки не временным группам (конкурсы, тендеры и т.п.), а лабораториям РАО, с правом привлечения работников научных и образовательных организаций.
3. О подготовке детей к научной деятельности. Во-первых, это хорошо поставленное обучение по федеральным учебным предметам. Во-вторых, введение элективных курсов (углубление, расширение стандарта содержания образования) с 2 по 11 классы;
В-третьих, возвращение факультативов (были введены в 1967-68 уч. году). 4) ресторация сети станций юных техников, юных натуралистов и т.п. (Сведение всего технического и технологического образования к кванториумам ошибочно). Создание в каждом ФО крупной школы интерната для способных детей по типу школы Лаврентьева при НГУ. 110 школ РАН – это будет то, что уже есть (при МГУ, Томском ПУ и др.).
4. О преподавании и индивидуальном обучении. «чтобы развивать науку на должном уровне государству необходимо «взращивать» около 10 тысяч ученых каждый год. Однако для воспитания молодых исследователей нужно пересмотреть подход к методике преподавания и индивидуальному обучению». Во-первых, в «выращивании» исследователей школа участвует на 10-15%. Для этого есть ВУЗ, аспирантуры и др. институции. Во-вторых, что значит «пересмотреть подход к методике преподавания»? В каком направлении? А каким детям новый подход подойдет в условиях инклюзии? Вообще о чём речь? В-третьих, в массовой школе нет индивидуального обучения. Право на индивидуальный учебный план (ст. 32 п.3) – это не право на индивидуальное/персональное обучение.
5. «воспитание счастливого поколения – это одна из основных задач современной системы образования». Счастливыми людей делает не школа, а политическая и экономическая система государства, качество личной и общественной жизни. Воспитывать надо адекватное мировоззрение, социальные, умственные, художественные, биофизические, производственно-трудовые качества. «Цели нашей педагогической работы должны быть выражены в конкретных качествах людей, которые выйдут из наших педагогических рук» (А.С. Макаренко).
6. «Нужно воспитывать не управленцев и потребителей – а личностей и творцов… Справиться со всеми задачами в существующих условиях смогут только творцы». Ситуация, в которой находится Россия, говорит наоборот о том, что нет воспитанных управленцев… Что касается творчества, то в профессиональной смысле, в условиях развития искусственного интеллекта, творчеством через 10-15 лет будут заниматься 5-10 % работников. Остальные будут выполнять рутинные работы, не подверженные роботизации. Поэтому надо в детях воспитывать адекватные ожидания, развивать и формировать культуру исполнительства. Безусловно, высвобождение людей из сферы производства расширит сферу любительского творчества, как формы занятости.
7. «Системе образования необходим быстрый технологический прорыв.». Это мантра ничего не говорит читателю.
8. «Цифровая школа» – это очередной проект, требующий колоссальных средств. Будут сделаны электронные школы, порталы и т.п. Как широко и какую эффективность дают ЦОР? На качество образования цифровизация в тех формах и объёмах, которые будут реализованы, повлияет скорее отрицательно, чем положительно.
9. «…уже в 2029 школы России будут испытывать катастрофический дефицит учителей-предметников – а именно системе общего образования не будет хватать 188,7 тысяч человек.». Это опять о воспитанности управленцев, которые допустили такую ситуацию…

Оставить свой комментарий

Ваш город: